Яблочный Спас – Преображение Господне

Отправлено 19 авг. 2017 г., 05:38 пользователем Ольга Коберник   [ обновлено 25 авг. 2017 г., 09:31, автор: Алексей Дворников ]
Каждый год 19 августа православные вспоминают, как Иисус Христос взял любимых учеников  - Иоанна, Петра, Иакова – и преобразился перед ними на вершине горы Фавор. Этот праздник называется Преображение Господне.

19 августа близок конец лета. В это  время поспевают в садах яблоки. До этого дня не разрешалось срывать и есть яблоки, а в этот день  верующие собирают яблоки и несут их на освящение в церковь. Вся окрестность наполняется ароматом свежих яблок.  Этот праздник еще называют Яблочным Cпасом.

«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий» (Иван Шмелев «Лето Господне»).

Почему Спас Яблочный?

«…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев «Лето Господне»). Конечно, это народное поверье, которое не имеет никакого богословского толкования. Традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени.  В наших широтах виноград  заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного Спаса) имеет  длинную историю. Корнями она уходит  в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку (земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота) и приносили часть их в жертву. Жертва Богу была выражением благодарности человека.

Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыты. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей, а  только в последнюю очередь ели сами.

Тема Яблочного Спаса нашла своё отражение и в русской литературе. Время яблочного Спаса описали Иван Бунин (рассказ «Антоновские яблоки»), Иван Шмелев (глава «Яблочный Спас» из романа «Лето Господне»),  Василий Никифоров-Волгин (рассказ «Яблоки»),  Евгений Носов (рассказ «Яблочный Спас»).

Перечитайте страницы этих книг! Тепло и уютно станет на душе.             

Comments